Языки

Газета "Санкт-Петербургские Ведомости" №237, 09.12.13, "Умный сервис в чистом поле"

Газета "Санкт-Петербургские Ведомости" №237, 09.12.13

Развитие электронной коммерции зависит от дорог, складов и почты

Мировой объем интернет-торговли может превысить в этом году отметку 1,2 трлн долларов. Такие предварительные данные называют эксперты компании Jones Lang LaSalle. Сегодня Россия занимает седьмое место в мире по прогнозируемому росту рынка онлайн-коммерции. В период с 2013 по 2017 годы нам обещают увеличение объемов этого сектора на 12,5%. При этом все чаще российские компании предлагают приобрести через Интернет не только товары, но и услуги.

Сегодня в мире через Интернет продается 4% товаров и услуг, но показатель этот постоянно растет. За последние пять лет объем мировой электронной торговли рос со скоростью 14,8% в год. Для сравнения: общемировой объем ритейла за тот же период увеличивался всего на 0,9% в год. Эксперты предрекают: в 2013 – 2017 годах лидерами по темпам роста объемов интернет-торговли станут развивающиеся страны. Скачок продаж ожидается в Индонезии и Китае.

Интересно сравнить особенности онлайн-торговли у наших соседей по БРИК. Так, в Бразилии бум покупок через Сеть оказался катализатором спроса на складские услуги. Крупнейшим логистическим узлом стал город Сан-Паулу. Новые склады появляются в непосредственной близости от основных транспортных артерий, ведущих к крупным городам.

В Индии складские комплексы для онлайн-ритейла ориентированы на обслуживание только крупнейших городов страны. Эксперты подчеркивают, что сложная налоговая система обусловила децентрализацию складских сетей, большинство из которых состоит из небольших объектов, разбросанных по разным регионам.

В Китае первые складские помещения для интернет-торговли были также открыты в основном в крупнейших городах – Пекине, Шанхае и Гуанчжоу. Но вот уже три года, как главные китайские игроки рынка электронной коммерции начали создавать распределительные центры и в развивающихся регионах КНР.

Российская аудитория Интернета превышает сегодня 61 млн человек, но доля электронной коммерции в общем обороте розничных продаж составляет лишь 1,9%. Такие данные привела компания QIWI на прошедшей в Риге второй конференции по электронной коммерции «еСом-21». Этот относительно скромный показатель обусловлен тем, что у нас далеко не везде есть широкополосный доступ в Интернет и ограничен прием банковских карт.

Серьезным препятствием к развитию онлайн-платежей остается общее недоверие к ним со стороны населения. Сомневаются многие и в надежности услуг доставки, в том числе – Федеральной почты России. В результате наши сограждане предпочитают не заказывать товары на дом, а забирать их самостоятельно в специальных центрах выдачи, оплачивая покупку при получении.

«Москва и Петербург остаются основными рынками онлайн-ритейла в России, и существующие распределительные центры интернет-магазинов в большинстве своем ориентированы на обслуживание именно этих городов, – рассказывает Петр Зарицкий, руководитель отдела складских и индустриальных помещений компании Jones Lang LaSalle. – В ближайшем будущем эти города останутся главными центрами онлайн-коммерции. Однако в долгосрочной перспективе рост распространится и на те регионы, где недостаточно развит традиционный ритейл, а покупатели хотят получить доступ к качественным товарам по разумным ценам. Вместе с тем рост регионального рынка электронной коммерции будет зависеть от темпов развития логистической инфраструктуры в отдаленных районах, в том числе – от доступности качественных складских объектов».

Именно в области электронной торговли российские бизнесмены сегодня чаще всего запускают интернет-проекты. «Только за три квартала 2013 года этот сектор собрал в России инвестиции на сумму около 315,7 млн долларов, что в шесть раз больше, чем за аналогичный период 2011 года», – рассказывает председатель совета директоров ОАО «Премиум Медиа Групп» Александр Гоголь.

По мнению эксперта, сейчас рынок электронной коммерции переходит на качественно новый уровень – от простой продажи товаров к предоставлению услуг. «Доля реальных товаров в общем объеме рынка электронной коммерции с каждым годом падает, уступая место «умным» сервисам, таким как языковые социальные сети, поисковики по финансовым продуктам (кредитам, страхованию), онлайн-системы по сопровождению больных сахарным диабетом, интернет-платформы по подготовке школьников к ЕГЭ и др.», – говорит Александр Гоголь. То есть новые интернет-сервисы предлагают социальные услуги, которые призваны сделать жизнь удобнее и комфортнее.

Интерес к развитию такого рода проектов проявляет и высшее руководство страны. Напомним, что осенью 2012 года президент РФ предложил сформировать фонд, предназначенный для финансирования социально значимых и перспективных онлайн-проектов. И в марте 2013 года Фонд развития интернет-инициатив был создан. Его объем составляет сегодня около 6 млрд рублей. Это свыше трети рынка венчурного инвестирования страны.

В начале ноября молодые создатели интернет-стартапов, которые получили поддержку фонда, впервые представили свои проекты руководству страны – ни одного интернет-магазина товаров, только новые «умные» сервисы. Но эксперты отмечают, что отечественные предприниматели, реализующие интернет-проекты, еще не видят глобального рынка.

«Они работают только на Москву и Петербург. Им не хватает глобальных амбиций. А нужно строить планы на тысячу крупнейших городов мира и создавать компанию с соответствующей стратегией», – уверен вице-президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий Егор Клопенко.


КСТАТИ
Аналитики агентства Data Insight посчитали: общий объем российского рынка электронной коммерции в прошлом году составил 405 млрд рублей, 280 млрд рублей из которых обеспечивали реальные товары. Остальное пришлось на билеты и всевозможные цифровые товары – книги, музыку, игры и т. д.
Всего 22 млн россиян делают покупки в Интернете. Как правило, это электроника и бытовая техника (44% всех покупок в 2012 году), одежда (13%) и автозапчасти (10%). И только 3% россиян покупают в Интернете продукты питания. При этом две трети всех покупок оплачиваются наличными при получении заказа.

Uptolike share buttons block 1